Световая и фарфоровая природа женщины

Световая и фарфоровая природа женщины

369
0
468*60

Цифровое и аналоговое искусство в рамках проекта «Световая и фарфоровая природа женщины» представлено в едином пространстве выставочных залов Галереи современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Экспозицию составляют произведения дизайнера, живописца, художника-мультимедиа, заслуженного художника России, вице-президента и члена президиума Российской академии художеств, академика  Константина Васильевича Худякова, его супруги, художника и дизайнера Марины Леонидовны Худяковой, а также авторские художественные куклы, созданные их дочерью, академиком РАХ Александрой Худяковой.

Премьерный показ выставочного проекта состоялся в Москве в залах Российской академии художеств (21 января-16 февраля 2020 года) в дни празднования 75-летия Константина Васильевича Худякова.

Константин и Марина Худяковы изучали в МАРХИ архитектуру под руководством  оставшихся в живых профессоров-конструктивистов, учились живописи и графике у реалистов, сюрреалистов и футуристов, «дышали воздухом архитектурного авангарда» знаменитого общежития, Николаевского Дома Коммуны, были художниками инновационного дизайна множества экспозиций крупнейших исторических музеев, в том числе, музеев Ленина в стране и за рубежом.

Стремление довести до совершенства свою работу, пристальное внимание к деталям и любование ими, очевидно, наряду со взглядом на мир архитектора и стремлением к новейшим технологиям, привели художников к использованию компьютерных возможностей в искусстве. В конце 1990-х они полностью перешли в своём творчестве на цифровые технологии применительно к изобразительному искусству.

Парадокс в том, что, освоив технологический и эстетический опыт мечтателей ХХ века в цифровом искусстве, в том числе в виртуальной и дополненной реальности, авторы своего нового проекта «Световая природа женщины» превращают его в оружие против засилья в мультимедийном пространстве непрофессионализма, порождающего тотальную непредсказуемую вседозволенность, переходящую в вопиющую пошлость. Художники создают свои и бьют Кэрроловы зеркала, извлекая из них отрефлексированные из реалий и художнически оцифрованные персонажи, объекты и сюжеты. Это новое Цифровое Зазеркалье отражает причудливые и умудрённые большим жизненным опытом понятия добра и зла, красивого и безобразного, возможного и невозможного, свободы и вседозволенности, правды и лжи в изобразительном искусстве. Художники предлагают зрелищный проект, в котором устраивают столкновение между правдой и ложью в инновационном искусстве.

Изобразительное искусство стоит на пороге возрождения в совершенно головокружительном качестве: наконец появились носители изображения высокого разрешения и достаточного размера, они теперь могут сочетаться со всеми мыслимыми и немыслимыми возможностями цифрового кино, компьютерной графики, интерактивного режима. Стремительно осваиваются VR и AR технологии (виртуальная и дополненная реальности), интерактивные и инновационные программы, стерео и голография. Появилась возможность создания с помощью компьютера настоящей Картины, дающей возможность бесконечного погружения в её бездонные и непредсказуемые ресурсы. Технология виртуальной реальности (так же, как и дополненной реальности) позволяет преодолевать ФОРМУ, путем перехода одной формы в другую при помощи художнической авторской иллюзии. Здесь форма и её реальность состоят в бесконечной трансформации в новую форму. Пока что технические возможности трансформаций таковы, что число вариаций ограничено, но хорошо известно, в какой стремительной пропорции увеличивается мощь электронных устройств. Уже не за горами возникновение пространств, в которых начисто исчезнут прежние ограничения и привязки.

Александра Худякова изучала ремесло художника и мировое искусство во всём  многообразии и сложности, прежде всего, у своих родителей и
в Краснопреснесненской художественной школе, а затем на факультете дизайна Московского государственного художественно – промышленного университета им. С.Г.Строганова, которое так же, как и МАРХИ, образовалось из легендарного ВХУТЕМАСА. Авторская кукла неожиданно для всех стала темой ее дипломного проекта в университете и, как оказалось, настоящим призванием. 

Искусство куклы — одно из древнейших явлений мировой культуры. Кукла-игрушка и кукла-модель – два лика неизменно сосуществуют в пространстве истории. Игровое начало, сказочность и одновременно некое напоминание о машинной цивилизации, отчуждение, двойничество,
по мнению исследователей, создали особую «мифологию куклы». В искусстве второй половины XX века, в значительной мере направленного на осознание своей собственной специфики, постижение границ своих собственных возможностей, искусство куклы как отражение антитезы живого/неживого, одухотворенного/механического открывает исключительный простор для выражения вечно живых проблем современного искусства. Александра Худякова далека от понимания куклы как манекена, служащего для демонстрации костюма. Каждое ее новое произведение — это новый образ, новый персонаж, новая история. Прежде всего, художника интересует «личность», которую она создает. Замысел диктует форму, материал, внешние атрибуты, позу, костюм, прическу, аксессуары. Фарфор, кружево, бисер, стеклярус, жемчуг, стразы, блестящие цепи и лоскуты драгоценных тканей – всё складывается в чеканный рисунок, сродни нарядам благородных дам в портретах Северного Возрождения. Зачастую в работах очевидно обращение к знаменитой скульптурной маленькой балерине Эдгара Дега. Последнее — не случайно и является очень важным обстоятельством в художнической позиции автора. Используя в своих работах различные виды пластика (цернит, puppen-fimo, Flumo), Александра Худякова отдает предпочтение фарфору, считая его «драгоценным» материалом, подобно дереву и камню. Художник находится в постоянном творческом поиске, экспериментирует, применяет новые приемы, материалы, технологии. Одной из первых в нашей стране она стала создавать шарнирные куклы. Впервые использовала в кукле металлизированный фарфор (серия «Отражения» на темы произведений Константина Худякова). Эффект зеркальной металлизации приближает куклу к скульптуре, однако шарнирная подвижность возвращает ей игровую природу.

Александра Худякова не берется охарактеризовать стиль, в котором она работает. «Искусство авторской куклы – это синтетическое искусство, — отмечает она, — причем не только в плане соединения различных материалов, техник, ремёсел, но и в своеобразной игре со стилями. Всё, что способно реализовать тот самый, задуманный художником образ, используется без оглядки на общепринятые рамки и правила». Ренессанс, Восток, арт-деко – причудливая смесь ассоциаций, авторское воображение рождают сказочные образы ее работ. На выставке будет представлено несколько десятков произведений разных лет – настоящий праздник фантазии и красоты.

Поволжское отделение Российской академии художеств

Галерея современного искусства ГМИИ РТ

 

Источник: trn-news.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ