Потерянные города Средней Азии

Потерянные города Средней Азии

290
0
468*60

Потерянные города Средней Азии

Подписаться

Транслировать новости у себя на сайте

По всей громадной территории Центральной Азии (Средней Азии), вблизи от больших городов и вдали от селений, разбросано множество тепе — холмов, которые таят в себе остатки жизни древних эпох.

Открытия археологов в последние годы дали возможность миру познать богатейшую местную строительную и художественную культуру раннего периода, проследить традиции, которые питали зодчество периода средневековья.

Строили в Центральной Азии вплоть до IX в. из обычной глины или сырцового кирпича; из них возводили и стены, и своды. Раскрытые археологами остатки стен, разрозненные части зданий тех времен позволяют воссоздать их архитектуру.

Строительное творчество, монументальное и прикладное искусство опирались на эллинистические традиции, проникшие в Среднюю Азию после завоевания ее Александром Македонским, а также на древние местные художественные традиции, питаемые разнообразными религиозными культами от зороастризма до буддизма.

Безусловно, на протяжении десяти веков стиль зодчества менялся так же, как и характер изображения, техника и манера исполнения отдельных произведений искусства.

Одна из основных особенностей зодчества огромного временного периода жизни народов Средней Азии, периода, охватывающего возникновение, существование и гибель крупных государственных образований, таких как Парфянское (сер. Ill в. до н.э. — нач. Ill в.) и Кушанское царства (I в. — III-IV вв.), и раннесредневековых княжеств (VI-VIII вв.), – это синтез архитектуры и изобразительного искусства.

Присоединение Средней Азии в VIII в. к Арабскому халифату и принятие новой религии, ислама, оказали влияние на идейные концепции художественной культуры населявших ее народов.

Восстановление и укрепление экономики в феодальных государствах IX-XII вв. усилило интенсификацию строительства. В одних городах жизнь продолжалась на старой территории, в других — переместилась в районы пригородов. Сложились архитектурные типы зданий самого различного назначения: караван-сараев, мавзолеев, мечетей, медресе.

Каждый из правителей стремился к возвеличиванию своего государства и собственной персоны, соперничая с соседями в блеске и пышности двора. Для этого в столицы приглашались поэты, музыканты, врачи, ученые. Поэзия и проза складывались не только на официальном арабском, но и на местных языках.

Наряду с придворной панегирической литературой блистало творчество великих Рудаки и Дакики (X в.), философов и ученых-энциклопедистов Ибн-Сина и Бируни, поэта, математика и астронома Омара Хайяма. При дворе султана Санджара в Мерве существовала даже должность «царя поэтов», которую занимал Анвари (ум. 1191 г.).

Строительство с IX в. велось в Средней Азии из нового материала — обожженного кирпича особой формы и цвета: светлоохристых квадратных небольших по размерам плит. Прочный материал давал возможность делать стены тонкими, перекрывать куполами большие пространства, возводить очень высокие, многометровые, изысканно стройные минареты.

Были найдены многовариантные декоративные возможности кирпича. Из него удобно было составлять разнообразные узоры, укладывая плашмя, на ребро, под углом, «в елку» и так далее. Были выработаны типы декоративной кладки: из сдвоенных кирпичей, чередующихся в шахматном порядке, в сочетании их с вертикально поставленными кирпичами, гладкими или украшенными вырезанными геометрическими фигурами.

Популярны были сочетания кирпича и вставок из ганча с прорезным орнаментом. Позже, в XI-XII вв., способы кладки усложнились, и геометрические узоры начали выступать из плоскости фона (минарет Бурана, мавзолей Султана Санджара и другие). В это же время кирпичный декор пополнился терракотовыми деталями.

Узоры на глиняные плитки наносились резцом до обжига (мавзолей Фахреддина-Рази в Куня-Ургенче), а в более позднее время штамповались (мавзолей Манаса). Однако декоративная кладка никогда не была связана с основной и, оставаясь лишь облицовочным слоем, скрывала за собой стены.

В интерьерах декор был разнообразнее. Обильно применяли резьбу по ганчу, иногда с покраской в синий, красный, желтый и зеленый цвета (дворцы и жилые дома на Афрасиабе, в Термезе, в Мерве), также красочные росписи по белой ганчевой штукатурке (караван-сарай Рабат Малик, мавзолей Султана Санджара).

В них под влиянием ислама на смену изображениям людей и животных пришли схематизированные и стилизованные растительные и цветочные орнаменты. Все большую роль в декоре зданий с XI в. начинает играть эпиграфика – каллиграфически выполненные надписи, чаще всего, геометризованным куфическим шрифтом (по имени города, где он возник).

Особенно нарядно украшали портал. Он сплошь покрывался узорами и надписями, которые наряду с религиозными изречениями иногда сообщали дату возведения здания и имя заказчика. Имена мастеров встречаются редко на неприметных местах и мелкими буквами. При первом знакомстве с памятниками IX-XII вв. может создаться обманчивое впечатление об утрате в архитектуре колористических традиций.

Однако они не прерывались. Даже в таких кажущихся монохромными зданиях, как мавзолей Саманидов и Султана Санджара, мечеть Намазга в Бухаре, кирпичная кладка и резьба по ганчу несут следы интенсивной окраски или слабой тонировки, не говоря уже о многоцветных росписях в интерьерах.

В конце XII – начале XIII вв. появляются первые пробы введения в убранство зданий изящных терракотовых плиток с частичной заливкой орнамента синей или голубой поливой, а также отдельных бирюзовых кирпичиков. Но устойчивое место цветные изразцовые покрытия займут в архитектуре начиная с XIV в.

Смена местных династий правителей обуславливала перемещение культурных центров, но с сохранением традиций. Поэтому расцвет зодчества IX-XII вв. предстает как непрерывный единый процесс, насильственно прерванный завоеванием территории Средней Азии войсками Чингисхана.

Многие города не смогли устоять и вынести разорения и разрушения, население покидало их, цивилизация угасала. Здания, которые не погибли под ударами военных полчищ, оказались бессильными устоять перед временем.

И только отдельные минареты, придорожные караван-сараи, водохранилища-сардобы, мавзолеи, как вестники той эпохи, одиноко возвышаются теперь среди выжженных солнцем городищ.

Источник: tourprom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ