Источник: rtournews.ru
6 сентября директор РСТ – Северо-Запад (Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии) Екатерина Шадская и директор филиала Российской гостиничной ассоциации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Мусакин направили совместное обращение Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Руководители отраслевых общественных организаций в целом негативно оценивают инициативу введения в Санкт-Петербурге в 2019 г. гостевого (туристского) сбора и просят главу города вернуться к обсуждению проекта и его основных параметров.
Поводом к написанию письма послужила соответствующая инициатива Комитета финансов Санкт-Петербурга. Позицию ведомства на совещании 31 августа, где присутствовали эксперты туристского и гостиничного бизнеса Петербурга, озвучил председатель Комитета Алексей Корабельников.
, — обращаются к губернатору лидеры туристских объединений города.
У предложенной концепции гостевого сбора как, по сути, налога, который планируется взимать непосредственно с гостиниц и других средств размещения, слишком много слабых, нелогичных и непроработанных мест, отмечают эксперты.
Поскольку в представленном Комитетом финансов проекте средства от туристского планируется перечислять в общий бюджет Санкт-Петербурга, позитивного накопительного эффекта от введения туристская инфраструктура города не испытает, предупреждают Екатерина Шадская и Алексей Мусакин. При этом большинство популярных мировых дестинаций, где взимается туристский сбор, расходуют полученные средства на поддержание в хорошем состоянии или дальнейшее развитие той среды, нагрузку на которую оказывают туристы (музеи, пляжи, городские пространства и пр.) Более того, аналогичной логики планируют придерживаться и регионы России, которые начали в 2018 г. эксперимент по взиманию с отдыхающих курортного сбора – он будет целевым и пойдёт на развитие той же курортной составляющей.
Совершенно неясно, почему Комитет финансов предлагает взимать не фиксированный сбор с туристов, а налог от выручки номерного фонда средств размещения. Снова проигнорирована наиболее распространенная мировая практика, где сбор платит именно турист, его размер является фиксированным (даже если присутствует градация по категории отеля или длительности проживания), а гостиница или хостел выступают лишь посредниками по передаче этих денежных средств.
, — отмечается в письме отраслевых ассоциаций.
Будет ли дополнительный налог способствовать процветанию гостиничной индустрии Петербурга? Вопрос риторический: практики отрасли в 2019 г. и без введения турналога ожидают существенного роста финансовой нагрузки на бизнес. Операционные затраты отелей постоянно растут за счёт роста стоимости коммунальных услуг и энергоносителей, ставки налога на имущество. По данным Российской гостиничной ассоциации, с 2015 по 2018 гг. (прогноз) средняя рентабельность отелей снизилась с 25% до 20%. При этом текущий уровень рентабельности – минимально возможный для поддержания оказываемых туристам в Петербурге гостиничных услуг на современном уровне и обновления материально-технической базы.
Авторы письма подчёркивают: В масштабах города — это свыше 500 млн. руб., которые уходят компаниям – посредникам между отелями и ответственным за миграционный учёт ведомством (к слову, тарифы за эту услугу в Петербурге – самые высокие в стране). Свою негативную лепту внесут в будущем году и повышение НДС с 18% до 20%, и растущая инфляция при снижении реальной покупательной способности населения.
Одновременно руководители региональных отделений РСТ и РГА отмечают, что за последние 2 года отели, проходя обязательную классификацию в рамках подготовки города к проведению Чемпионата мира по футболу 2018, понесли существенные затраты на ремонт и развитие инфраструктуры для соответствия требованиям классификации и нормативам обеспечения безопасности. При этом сопоставимого роста загрузки отелей в Санкт-Петербурге в период проведения ЧМ-2018, по мнению руководителей гостиниц, не произошло.
На нынешнем этапе инициатива Комитета финансов не предусматривает освобождения каких-либо категорий туристов от турсбора. Екатерина Шадская и Алексей Мусакин уверены: сегодня взимание туристского сбора в Санкт-Петербурге с российских туристов противоречит курсу на развитие внутреннего туризма, взятому как Администрацией Санкт-Петербурга, так и высшим руководством страны.
, — подчёркивают позитивные инициативы властей отраслевые эксперты.
Однако в текущих экономических условиях взимание гостевого сбора с российских туристов окажет, без сомнения, негативное влияние на конкурентоспособность Петербурга как направления внутреннего туризма: российские путешественники, возможно, предпочтут другие привлекательные направления (Москва, Казань и др.), где введение подобного сбора не планируется.
Взимание туристского сбора с иностранных путешественников, напротив, полностью соответствует мировой практике и отвечает целям и задачам международного въездного туризма как инструмента экономического развития. В то же время эксперты Российского союза туриндустрии полагают, что максимально целесообразным его введение для иностранных туристов будет не в 2019 г., а через 3-4 года, когда в полной мере даст о себе знать мощный положительный имиджевый эффект Чемпионата мира по футболу, блестяще проведенного в России и в Санкт-Петербурге в частности.
Завершая обращение, руководители РСТ – Северо-Запад и филиала Российской гостиничной ассоциации просят Губернатора Санкт-Петербурга не вводить в 2019 г. в городе гостевой (туристский) сбор и вернуться к его широкому открытому обсуждению как с представителями заинтересованных органов власти, так и с профессионалами туристского и гостиничного бизнеса.
Кроме того, эксперты озвучивают параметры туристского сбора, которые полагают экономически обоснованными, разумными и не ухудшающими положение средств размещения или же туристов:
- дата введения – не ранее 1 января 2022 г.;
- обеспечение целевого характера расходования средств, полученных от взимания гостевого сбора, на развитие туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга;
- взимание сбора исключительно с иностранных граждан (с возможностью введения исключений, стимулирующих туризм в низкий сезон или приоритетные для города направления туризма);
- взимание сбора с физических лиц (туристов), а не со средств размещения, в которых те останавливаются;
- определение суммы сбора как фиксированной величины, взимаемой с туриста или номера, а не процента с выручки от размещения.
Российский союз туриндустрии и Российская гостиничная ассоциация надеются на конструктивное взаимодействие с Губернатором и Администрацией Санкт-Петербурга и готовы принимать дальнейшее участие в экспертном обсуждении противоречивой инициативы.