Источник: rtournews.ru
Турагентам и туроператорам в помощь при работе с документами.
Основные изменения, которые стоит учитывать в договоре как первым, так и вторым представила компания «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры».
Для турагентов:
Рекомендуется ввести разграничение ответственности турагента и туроператора. В договор стоит добавить подробное описание пределов данной ответственности.
Античарджбек: в договоре стоит обновить пункт, разъясняющий туристу необоснованность предъявления требований о возврате платежа за счет турагентства при банкротстве туроператора.
Турист не вправе отказаться только от части турпродукта – причина внесения данного изменения практическая: сейчас нередки случаи, когда турист просит исключить из состава турпродукта только часть услуг (например, расширенное страхование), зачастую это недопонимание приводит к конфликту. Поэтому в договоре стоит зафиксировать положение, согласно которому турагент и туроператор имеют полное право не изменять состав услуг в турпродукте, все подобные изменения проводятся только с согласия туристской компании.
Рекомендуется добавить обязанность туриста предоставлять реквизиты для возврата денег. А также право отправить сумму возврата туристу почтой. Так как часто туристы предъявляют претензии без указания реквизитов, агенты лишены возможности при необходимости сделать частичный возврат, отмечают юристы.
Также в договоре рекомендуется указывать право агента аннулировать тур по заявлению иных лиц в исключительных ситуациях, например в случае тяжелой болезни или травмы туриста. Желательно также зафиксировать обязанность туриста быть на связи в течение срока действия договора, причем с агента надо прямым текстом снять ответственность за убытки и иные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью связаться с туристом по оставленным им контактным данным. Кроме того в договор стоит вносить обязанность туриста соблюдать общепринятые правила поведения, и отдельным пунктом — отсутствие ответственности турагента в случае, если туристу отказано в оказании услуг в связи с алкогольным или наркотическим опьянением, что снимает массу необоснованных претензий, возникающих по вине клиента.
Не будет лишним добавить в договор рекомендацию ознакомиться с информацией о наличии или отсутствии задолженностей у туристов на сайте судебных приставов и на иных сайтах; для граждан некоторых стран СНГ — упомянуть необходимость наличия в паспортах туристов необходимых разрешительных отметок при выезде с территории РФ.
Для туроператоров:
Для защиты от агентов-мошенников рекомендуется расширить пункты, освобождающие туроператора от ответственности перед туристами в случае мошеннических действий турагентов. В частности, надо прописывать обязанность турагента указывать в договоре с туристами положения об ответственности агента за передачу денежных средств туроператору.
Договор агента с туристом должен соответствовать требованиям оператора. Также в целях минимизации рисков туроператора, связанных с деятельностью агентов-мошенников, необходимо добавлять право туроператора проверять договоры, заключаемые турагентом с туристами и применять санкции в случае нарушения агентами требований туроператора к договорам.
Юристы также теперь рекомендуют прописывать в договоре, что документы считаются переданными оператором агенту с момента размещения их в системе онлайн-бронирования: при наличии споров оператору потребуется лишь доказать, что документы были там размещены. Также стоит добавить право туроператора предъявлять требования к агенту через личный кабинет.
Читайте также в журнале RTourNews.ru: Бесплатная путевка. Как отдохнуть за счет работодателя.