Наиболее ярким среди предшественников Навои является автор обширного рубайята Махмуд Пахлаван, который родился в 1247 году в городе Хива. По преданию, это произошло при въезде в Хиву, в повозке его отца — переселенца из Гурганджа, старой столицы Хорезма. Махмуд унаследовал от отца мастерскую и ремесло скорняка. Но это было не основным его занятием: он был пахлаваном — борцом, выступавшим на состязаниях.
Махмуд достаточно часто ездил по разным странам для участия в различных состязаниях, что приносило ему не только средства существования, но и славу непобедимого борца и благородного человека.
Известна легенда о том, что однажды в Индии Махмуд победил всех своих соперников и в качестве подарка попросил у местного правителя освободить хорезмийцев, находящихся там в неволе. По другому преданию, Махмуд не раз в трудную для родной Хивы минуту возглавлял народное ополчение. Таким образом, Махмуд был не только сильным и мужественным человеком, но и уважаемым и благородным. А то, что о нем ходили легенды свидетельствует о незаурядности этой личности.
Вообще, имя Махмуда Пахлавана священно для хорезмийцев. Когда в 1326 г. Махмуд умер, то место, где он был похоронен, несколько столетий оставалось для его соотечественников местом поклонения. В начале XIX века, на этом месте была воздвигнута усыпальница. Мусульманское духовенство давно провозгласило Махмуда святым, в Хиве он долгое время почитался как святой — покровитель города.
В старинных антологиях Востока, Махмуд Пахлаван известен еще под именем Пурейвали. Он является автором нескольких газелей и около ста рубаи. Расположенные в определенном порядке, эти рубаи образуют нечто вроде цикла, рассказывающего о трудной и прекрасной человеческой жизни.
Рубаи является одним из популярных жанров восточной поэзии. Издавна поэты Востока стремились в емкой и выразительной форме высказывать свои философские идеи и взгляды, сокровенные мысли и чувства, дидактические наставления. Слово “рубаи” в переводе с арабского означает “четверостишие”. Рубаи определяется как лирическое четверостишие, имеющее нравственно-философское или любовное содержание. Обычно оно рифмуется по схеме: а-а-б-а, но иногда рифмуются все четыре строки. В рубаи выражена одна законченная мысль. Вот пример характерных рубаи:
Сто раз я клятву повторю такую:
Сто лет в темнице лучше протоскую,
Сто гор в домашней ступе растолку —
Чем истину тупице растолкую.
Махмуд Пахлаван не писал традиционной тонкой любовной лирики, не предавался сладостным мечтам о встречи с любимой:
Ищу любимую в сиреневом дыму.
Где улица ее и дверь в ее дому?
Хайяма я хмельней, и винными парами
И самый ад, ей-ей, до неба подыму.
Любовной лирике поэта мы ощущаем философское звучание, грусть, жизненную тоску:
Сладко жить близ любимой, в томленье и нежном пылу.
Ветер гладит поля, как атласного платья полу.
Это счастье весна, это наша пора, поспешите!
А другая придет — нас не будет на этом пиру.
Произведения Махмуда Пахлавана, написанные в других стихотворных жанрах, менее интересны и поэтому особо останавливаться на них мы не будем. Отметим лишь то, что творчество Махмуда Пахлавана сыграла особую роль в формировании и развитии узбекской поэзии следующей эпохи.
Источник: tourprom.ru