Минтранс России внес существенные коррективы в проект приказа, вносящего изменения в Федеральные авиационные правила (ФАП-82). Новая версия содержит более четкие гарантии сохранения бесплатного провоза портфелей и дамских сумок, верхней одежды, портпледов, лекарств и прочих необходимых по медицинским показаниям предметов. Регулятор также отверг предложения авиакомпаний «Аэрофлот» и «Сибирь» (S7 Airlines) о лишении пассажиров этих гарантий, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Что изменилось? Напомним, что в первой версии проекта приказа предлагалось изъять из ФАП положение о том, что все эти предметы провозятся сверх обычной нормы ручной клади и без взимания платы, оставив лишь упоминание о том, что они не учитываются в расчете общего веса ручной клади. Новая версия проекта дополнена положениями о том, что портфели, дамские сумки, портпледы, верхняя одежда, букет цветов и требуемые по медицинским показаниям предметы не учитываются не только по весу, но и по габаритам ручной клади, установленным авиакомпанией. Авиакомпания также не имеет права требовать, чтобы эти предметы сдавались в багаж в случае, если они превышают установленные ей параметры ручной клади по весу или габаритам.
Чего хотели авиакомпании? Минтранс отверг ряд предложений авиакомпаний, настаивавших на ограничении или лишении пассажиров права бесплатного провоза этих предметов. В частности, по данным Минтранса, группа S7 (авиакомпания «Сибирь») предлагала дать перевозчикам право ограничивать габариты этих предметов, а «Аэрофлот» пошел еще дальше, требуя вообще исключить портфели, дамские сумки, портпледы, верхнюю одежду и прочее из числа безусловно бесплатных предметов, оставив в списке только «социально необходимые предметы для лиц с ограничениями жизнедеятельности, детей, медикаменты и прочее».
Мотивируя свои предложения, «Аэрофлот», в частности, заявил, что право на бесплатный провоз ряда предметов без ограничений габаритов и веса «создает условия для злоупотреблений со стороны пассажиров и приведет к непрогнозируемым затратам авиакомпаний на перевозку ручной клади», «угрожает безопасности полетов и создает риски авиационных инцидентов», «в соответствии с информацией производителей авиационной техники в парке ВС (воздушных судов) ПАО «Аэрофлот» отношение емкости багажных полок для размещения 1 места ручной клади к емкости пассажирских мест составляет не более 50% для среднемагистральных ВС и 60-80% для широкофюзеляжных ВС. Тем самым конструкция современных пассажирских ВС не рассчитана на перевозку всех перечисленных в Приказе вещей сверх установленной нормы», «перечисление в ФАП-82 предлагаемых предметов заведомо дезинформирует пассажиров и создает ложное представление о неограниченных возможностях перевозки всех заявленных вещей».
К сожалению, в своем отзыве «Аэрофлот» забыл рассказать о том, что он многие десятилетия успешно и безопасно функционирует, бесплатно перевозя все эти предметы. Компания также не упомянула о том, что за эти десятилетия багажные полки самолетов, в том числе составляющих основу ее авиапарка лайнеров Airbus и Boeing, стали гораздо вместительнее, и на подавляющем большинстве рейсов не возникает затруднений с размещением ручной клади и предметов из бесплатного списка — тем более, что лишь очень небольшой процент пассажиров использует все эти нормы и возможности полностью. В итоге Минтранс заявил, что предложения авиакомпаний «не могут быть поддержаны как потенциально нарушающие права пассажиров».
Чего хотели пассажиры? В то же время ведомство отказалось и вернуть в бесплатный список изъятые из него год назад фотоаппараты, видеокамеры, ноутбуки и прочую хрупкую технику. Такие предложения по корректировке проекта приказа поступили от ряда пассажиров, однако Минтранс заявил, что перевозка таких предметов уже урегулирована пунктом 141 ФАП. В этом пункте провоз такой техники и прочей хрупкой ручной клади оставлен целиком на усмотрение авиакомпании (которая, разумеется, потребует дополнительной платы в случае, если габариты или вес хрупкой ручной клади превышает стандартные нормы). Для крупногабаритной хрупкой ручной клади в том же пункте предлагается с согласия перевозчика покупать дополнительное пассажирское кресло, то есть фактически второй билет.
Некоторые пассажиры предлагали также установить минимальные габариты бесплатной нормы ручной клади, указывая, что отдельные перевозчики — в частности, «Победа» и «Газпромавиа» — ввели нетипично малые предельные габариты. Минтранс не поддержал и эти предложения, сославшись на невозможность установить унифицированные габариты ручной клади для разных типов самолетов.
Документ сохраняет правовую неопределенность по нескольким типам предметов — прежде всего провозу малых рюкзаков (как альтернативе портфелю или дамской сумке) и покупок из магазинов Duty Free. В обоих случаях перевозчикам предоставлено право определять предельные вес и габариты рюкзаков и пакетов из магазинов, но не установлена обязанность авиакомпаний это делать. Таким образом, если перевозчик проигнорировал установление параметров этих предметов, то неясно, может ли пассажир вообще их провозить. Кстати, Минтранс не согласился и с предложением Евразийской ассоциации беспошлинной торговли (представляющей ряд магазинов Duty Free), настаивавшей на безусловно бесплатном провозе таких покупок.
Что изменится от этих поправок? Пока проект приказа проходит итоговые стадии согласования и утверждения. В силу он вступит, вероятно, в начале следующего года. В случае, если текст приказа сохранится в нынешнем виде, то для пассажиров большинства российских авиакомпаний ничего не изменится — действующий список безусловно бесплатных предметов сохранится.
Исключение составит «Победа», которой станет труднее продолжать грубое нарушение ФАП. Эта компания уже больше года под надуманными и смехотворными предлогами отказывает своим пассажирам в провозе предметов из бесплатного списка ФАП, в том числе портфелей, дамских сумок, портпледов, верхней одежды и так далее. При этом «Победу» не останавливает даже недавний проигрыш разбирательства по этому поводу в Верховном суде. Нельзя исключать, что она продолжит изобретать новые предлоги для уклонения от соблюдения ФАП, и ее пассажирам в любом случае расслабляться не стоит.
Что в итоге можно взять в салон сверх нормы? Пассажиры остальных перевозчиков, вероятно, не будут иметь проблем с провозом безусловно бесплатных предметов дополнительно к стандартной норме ручной клади, установленной авиакомпанией (эта норма не может быть менее 5 килограмм). Дополнительно пассажир может провезти портфель или дамскую сумочку или рюкзак (только один предмет из этих трех, при этом габариты и вес рюкзака устанавливает авиакомпания, а вот параметры портфелей и дамских сумочек не регламентируются), верхнюю одежду, портплед, букет цветов, лекарства, костыли, детское питание и люльки, детские и инвалидные коляски, трости и прочие предметы, необходимые по медицинским показателям.
Покупки из Duty Free формально тоже входят в этот список, однако лишь некоторые перевозчики установили их норму — например, у «Аэрофлота» это один пакет габаритами до 115 сантиметров по сумме трех измерений, у «Сибири» (S7 Airlines) — один пакет габаритами до 75 сантиметров и весом до 3 килограмм, у Utair — один пакет до 3 килограмм, у Nordwind Airlines, «Руслайна» и «Нордавиа» — до 5 килограмм и 55x40x20 сантиметров.
Предельные параметры рюкзаков у разных перевозчиков тоже отличаются. У «Аэрофлота» это 5 килограмм и не более 80 сантиметров по сумме трех измерений, у «Сибири» — 5 килограмм и 75 сантиметров, у Utair — 5 килограмм и 40х25х20 сантиметров, у Nordwind Airlines, «Руслайна» и «Нордавиа» — 5 килограмм и 55x40x20 сантиметров.
«Уральские авиалинии», Red Wings и «Азимут» продолжают сохранять список бесплатных предметов многолетней давности. В нем нет рюкзаков и пакетов из Duty Free, зато сохраняются фотоаппараты, ноутбуки, зонты, печатные издания и видеокамеры. Некоторым пассажирам (например, фотографам) условия этих авиакомпаний подходят больше.
Источник: travel.ru