Дворец культуры Фархад — украшения города Наваи

Дворец культуры Фархад — украшения города Наваи

99
0
468*60

Дворец культуры Фархад — украшения города Наваи

Подписаться

Транслировать новости у себя на сайте

Прогуливаясь вокруг Дворца культуры «Фархад», жители и гости города Навои наверняка интересовались, чему посвящена композиция в виде трех женских фигур. А летними вечерами горожане не раз спасались от знойной жары около бассейна под водной прохладой бронзового Фархада, легендарного героя поэмы Алишера Навои, чьим именем назван город. В альбомах многих навоийцев, скорее всего, хранятся детские фотографии, где они позируют, оседлав сказочных драконов…

Все эти скульптуры так знакомы, но немногие знают, кто является автором этих работ, какие творческие замыслы он вынашивал, создавая произведения искусства для оазиса. Монументы, играющие важнейшую роль в формировании облика города-оазиса, – результат кропотливой работы Бориса Александровича Свинина, на тот момент прославленного в родном Ленинграде скульптора.
Свое творчество он тесно связал с Навои еще в 1965 году, когда перед ним поставили задачу оформить площадь Дворца культуры. К комплексным задачам синтеза скульптуры Свинин подошел вплотную, когда в составе большой группы архитекторов (Геннадий Гончаров, Игорь Орлов, Татьяна Софронова), инженеров, гидротехников ленинградского проектного института приступил к декорированию увлажнительной системы города.
В Навои, где воздух прогревается до 40-50 градусов, решать центр традиционным плацем было невозможно: он неизбежно превратился бы в «раскаленную сковородку».
– Обязательный признак оазиса – вода, источник жизни, она словно вызов пустыне, – говорил Борис Александрович. – В Навои необходимы фонтаны –органичный элемент городской жизни.
Значит, не должно быть ни одного вялого ракурса, скучной детали. Трудно представить, сколько проведено часов у чертежей и макетов, сколько было споров, отвергнутых вариантов, перекрестной критики!
Город строился сразу – что бывает в практике градостроительства не так уж часто – и новоселам предстояло принять его целиком в «готовом виде». Необходимо было найти оптимальное решение. Тогда возникла идея выстроить сложную систему из двадцати семи бассейнов, создающих увлажненный микроклимат.
Вода фонтанов в строгом архитектурном окружении явилась той основой, на которую ориентируется декоративная пластика. «Фархад», «Реки Узбекистана», «Дракон» – вот названия скульптурных композиций, которыми Свинин украсил город в 1972-1974 годах.
Они и по сей день создают определенную эстетико-психологическую атмосферу областного центра. Все композиции логически и лаконично связаны между собой, а вместе образуют единый ансамбль.
Образ каждой из них выбран не случайно. Главное место в ансамбле занимает фигура Фархада – воплощение героического начала. Когда смотришь на него, сразу вспоминаются строки из поэмы великого поэта и философа Алишера Навои.
…Три года изнемогает народ от жажды и непосильного труда. Как дать людям воду, напоить поля и сады? Не поддается несокрушимая скала: от ударов Фархада разбился вдребезги отцовский кетмень. Тогда юноша выковал большущий кетмень, который не смогли бы поднять и сто человек. Взмахнул он раз, взмахнул два – получился канал, снова ударил – задрожали и рухнули скалы. И восславили люди подвиг Фархада.
Перед скульптором стояла задача не только в том, чтобы создать монумент, то есть что-то значительное, материальное. Нужно было решить более общую, важную, духовную задачу, найти и воплотить связь национального и общечеловеческого, древнего, традиционного и современного. Требовалось в образе богатыря показать воплощение мечты предков.
Все это удалось Свинину, создавшему романтический образ восточного героя. Он представил Фархада в миг его торжества. Кажется, еще звенит кирка, которой юноша открыл путь воде. В полете вскинута рука, так естественно передающая собственное изумление свершенным. Усилия могучего человека слиты в едином порыве – принести людям радость. Обнаженная фигура олицетворяет гармонию духа и тела. Фархад – весь порыв, вдохновение – стал своеобразным символом города и остается им поныне.
Здесь, у скалы Фархада, начинается подача воды в увлажнительную систему Дворца культуры. Здесь же рождается смысловая взаимосвязь художественных образов и окружающего пространства. Ключ забил, вода дала жизнь площади, наполнила бассейн, откуда она переходит в другой водоем, в центре которого — аллегорическая скульптурная композиция, олицетворяющая собой великие реки Узбекистана – Амударью, Сырдарью и Зарафшан.
Три девушки с традиционными восточными сосудами, из которых мерно льются струи, символизируют силу главных водных артерий республики. Сюжетная сторона замысла получает свое дальнейшее развитие – воду, которую дал Фархад, реки разносят по земле, жаждущей влаги.
Внешняя статичность фигур контрастно сочетается с активной проработкой формы, подвижностью моделировки. В пластической трактовке статуй заметны и отголоски вертикальных ритмов мусульманской архитектуры, и четкость ранне-античной пластики.
Навоийцам всех возрастов, но детям – в особенности, полюбились сказочные драконы, из пастей которых бьют мощные струи «живой воды». Огромные чугунные зверюги привлекают массу ребятишек.
Интересна история создания скульптур. Как-то Борис Александрович купил на самаркандском базаре глиняную игрушку-сувенир. В ней он и увидел будущих драконов, которые благодаря фантазии художника стали добродушными, совсем по-домашнему ручными водолеями.
Забавные фантастические существа своими масштабами и пластической трактовкой служат формой, позволяющей связать скульптуру фонтанов с архитектурой прилегающих построек.
В 1994 году Бориса Свинина не стало, но его творения остаются объектом вдохновения для молодых художников и скульпторов, воспевающих любовь к родному краю, продолжают радовать взоры жителей и гостей вечно молодого города Навои, где пересекаются богатое историческое прошлое, свершения настоящего и светлые перспективы будущего.
С каждым годом город Навои становится все краше, проводится колоссальная работа по благоустройству, строятся новые социальные объекты, парки украшают музыкальные цветные фонтаны.

Источник: tourprom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ